Организация исследовательской деятельности младших школьников
“Главная
задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём
заложено, а не обучать его, “отливая” в определённую форму, придуманную кем-то
другим заранее”.
А.Маслоу
А.Маслоу
В основе любого общества лежит образование –
передача следующим поколениям приобретённого опыта и знаний, культурных и
нравственных ценностей. Школа должна работать на перспективу, на будущее и
создавать самые благоприятные условия для формирования личности, умеющей думать, анализировать,
рассуждать, поэтому назрела необходимость найти новые пути для воспитания
самостоятельной личности.
Одной из основных тенденций
модернизации общего образования в России является активизация его развивающей
функции. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности,
имеющей исследовательскую направленность.
Основами развития общества становятся
не РЕСУРСЫ, а….ЗНАНИЯ…
Что
необходимо нашим школьникам для успеха?
·
Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать
и представлять свои идеи;
·
Уметь работать в команде и обладать навыками общения;
·
Определять приоритеты, планировать конкретные результаты
и нести персональную ответственность за них;
·
Эффективно использовать знания реальной жизни;
·
Компьютерная
грамотность.
Дети по природе своей
исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских
делах. Успех исследования во многом
зависит от его организации.
Исследовательская
деятельность - это специально организованная, познавательная творческая
деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной
деятельности.
В школе можно выделить следующие виды учебных
исследований:
-по количеству учащихся:
индивидуальные, групповые, коллективные;
-по месту проведения:
урочные, внеурочные;
-по времени:
кратковременные, долговременные;
-по теме: предметные,
свободные.
Исследовательская деятельность позволяет развить
любознательность, способность видеть проблемы и противоречия, оригинальность,
гибкость, продуктивность мышления.
Ранняя исследовательская деятельность
позволяет выявить и развить одарённость детей. Данный метод помогает ребёнку
осознать себя значимой личностью, выявить и раскрыть все его возможности,
развить инициативу и самостоятельность и ставит ученика в позицию
исследователя.
В ряду эффективных путей активизации
исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место
занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчёркивает
утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Экскурсия
позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии,
даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и
осмысления.
Руководствуясь принципом, который
сформулировал Ш. А. Амонашвили «Ребёнок не только готовится к жизни, он уже
живёт…Поэтому, развивать и воспитывать в ребёнке жизнь необходимо с помощью
самой жизни», я в своей работе активно использую
эту форму организации, начиная с первого класса.
Основная форма
проведения экскурсии - групповая. Класс делится на 5-6 групп, по 3-4
человека. Каждой группе даётся задание, которое они выполняют.
В методике проведения экскурсии выделяю три
основных этапа:
v
Доэкскурсионная подготовка ( вводная беседа учителя,
постановка проблемы);
v
Проведение
экскурсии (основная часть, деление на группы, самостоятельная работа);
v
Обработка
экскурсионного материала (подведение итогов, презентация самостоятельной работы
учащихся).
Экскурсия позволяет осуществлять
образование МНОГОСЕНСОРНО, по
принципу: ВИЖУ+ слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую. (Руководствуясь книгой Смолеусовой Т.В. «Математика вокруг нас»,
уроки-экскурсии,Новосибирск, 2005 год, куда вошли и 2 мои экскурсии ( стр.145),
я разработала и апробировала серию математических экскурсий для 1,2,3 и 4
классов).
Экскурсии послужили стартовой площадкой для
детских исследований.
Начиная со 2-ого
класса, провожу родительские собрания и рассказываю об исследовательской
работе. Учителю необходима помощь в лице родителей. Только вместе можно
добиться хороших результатов.
Любая исследовательская
работа состоит из нескольких этапов:
I. Выбор темы исследования
Выбрать
тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая
проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем
хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что
мне интересно больше всего?
2. Чем я
хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией,
историей или чем-то другим).
3. Чем я
чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что
позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из
изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть
ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
________________________________________
Какими могут быть темы
исследования?
Все
возможные темы можно условно объединить в три группы:
•
фантастические — о
несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
•
экспериментальные — предполагающие
проведение собственных наблюдений и экспериментов;
•
теоретические —
предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся
в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
II. Цель
исследования
Определить
цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
________________________________________
III.
Задачи исследования
Задачи
исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи
описывают основные шаги.
________________________________________
IV.
Гипотеза исследования
Для
решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез —
предположений о том, как проблема может быть решена. Обычно гипотезы начинаются
со слов «предположим», «допустим», «возможно».
V.
Организация и методика исследования
Предлагаем
список доступных методов исследования:
1.
Подумать самостоятельно
С этого
лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
• Что я знаю по теме
исследования?
• Какие суждения я могу
высказать по поводу темы исследования?
• Какие я могу сделать выводы из
того, что мне уже известно по теме исследования?
2.
Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то,
что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо
обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже
открыто.
Начать
можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую
информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
________________________________________
3. Познакомиться
с кино- и телефильмами по этой проблеме
Научные,
научно-популярные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя.
Не забудь об этом источнике!
________________________________________
4. Найти
информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Ни один
ученый не работает без компьютера — верного помощника современного
исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.
________________________________________
5.
Спросить у других людей
Людей, с
которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить
на две группы: специалисты и неспециалисты.
1. К
специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты
исследуешь.
2.
Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне
возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
6.
Понаблюдать
Интересный
и доступный способ добычи новых знаний — наблюдение. Для наблюдений человек
создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы,
микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты,
усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об
этом надо помнить, когда проводишь исследование.
________________________________________
7.
Провести эксперимент
Слово
«эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый
главный метод познания в большинстве наук. Перед тем как провести эксперимент,
надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то
из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения
эксперимента.
________________________________________
Проведи
свой эксперимент, а затем опиши его результаты
________________________________________
VI.
Подготовка к защите исследования
Предлагаю памятку:
От чего
зависит успех исследования
1. Не
ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая
тебя окружает.
2.
Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают
неверными).
3. Будь
достаточно смел, чтобы принять решение.
4. Приняв
решение, действуй уверенно и без сомнений.
5.
Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
Соблюдая данные этапы исследовательской
деятельности, у нас получились неплохие результаты.
Лауреаты I городской НПК «Учение с
увлечением – старт в науку» - Д.Казак, А. Перепёлкина с работой «Что в имени моём?»,2009 г.
Лауреаты II городской НПК «Учение с увлечением – старт в
науку» - Д.Казак, Н.Декунцов с работой «Красный-опасный?
Всегда ли это так?», 2010 г.
Межрегиональная дистанционная конференция-конкурс «Первые
шаги в науку»:
2 место –
А.Перепёлкина с работой « Самый близкий человек на свете»,
4 место – Д.Миков с
работой « Спорт – это жизнь!»,
5 место – А.Шарухина,
А. Мымрина с работой «Шоколад в нашей жизни».
Бердюгина Л.А.
МБОУ СОШ№2 «Спектр»
Комментариев нет:
Отправить комментарий