Обо мне

Моя фотография
Каждый Ребёнок есть носитель нового бытия. Каждый Ребёнок есть национальное достояние страны и государства. Каждый Ребёнок есть неповторимость на Земле и во всей Вселенной. У каждого Ребёнка есть свой путь, своё предназначение. Но каждый Ребёнок - каждый, каждый! - нуждается в воспитании, в образовании, в просветлении сердца и ума. А если не будет он окружён достойной заботой взрослых, тогда есть большая вероятность того, что он собьётся с пути, станет несчастным, может быть, и вредным для общества человеком.

Организация исследовательской деятельности младших школьников


Организация исследовательской деятельности младших школьников

“Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, а не обучать его, “отливая” в определённую форму, придуманную кем-то другим заранее”.
                                 А.Маслоу
          В основе любого общества лежит образование – передача следующим поколениям приобретённого опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования  личности, умеющей думать, анализировать, рассуждать, поэтому назрела необходимость найти новые пути для воспитания самостоятельной личности.
         Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
        Основами развития общества становятся не РЕСУРСЫ, а….ЗНАНИЯ…
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
·         Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи;
·         Уметь работать в команде и обладать навыками общения;
·         Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
·         Эффективно использовать знания реальной жизни;
·         Компьютерная грамотность.

                 Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех  исследования во многом зависит от его организации.
               Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности.
      В  школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
-по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по времени: кратковременные, долговременные;
-по теме: предметные, свободные.
          Исследовательская деятельность позволяет развить любознательность, способность видеть проблемы и противоречия, оригинальность, гибкость, продуктивность мышления.
         Ранняя исследовательская деятельность позволяет выявить и развить одарённость детей. Данный метод помогает ребёнку осознать себя значимой личностью, выявить и раскрыть все его возможности, развить инициативу и самостоятельность и ставит ученика в позицию исследователя.
          В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчёркивает утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
        Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
        Руководствуясь принципом, который сформулировал Ш. А. Амонашвили «Ребёнок не только готовится к жизни, он уже живёт…Поэтому, развивать и воспитывать в ребёнке жизнь необходимо с помощью самой жизни», я в своей  работе активно использую эту форму организации, начиная с первого класса.
Основная форма проведения экскурсии  -  групповая. Класс делится на 5-6 групп, по 3-4 человека. Каждой группе даётся задание, которое они выполняют.
       В методике проведения экскурсии выделяю три основных этапа:
v  Доэкскурсионная  подготовка ( вводная беседа учителя, постановка проблемы);
v  Проведение экскурсии (основная часть, деление на группы, самостоятельная работа);
v  Обработка экскурсионного материала (подведение итогов, презентация самостоятельной работы учащихся).
             Экскурсия позволяет осуществлять образование МНОГОСЕНСОРНО, по принципу: ВИЖУ+ слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую.  (Руководствуясь книгой  Смолеусовой Т.В. «Математика вокруг нас», уроки-экскурсии,Новосибирск, 2005 год, куда вошли и 2 мои экскурсии ( стр.145), я разработала и апробировала серию математических экскурсий для 1,2,3 и 4 классов).
        Экскурсии послужили стартовой площадкой для детских исследований.
Начиная со 2-ого класса, провожу родительские собрания и рассказываю об исследовательской работе. Учителю необходима помощь в лице родителей. Только вместе можно добиться хороших результатов.
 Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

I.  Выбор темы исследования
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
________________________________________
            Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические — о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные — предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).



II. Цель исследования
Определить цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
________________________________________
                                    
III. Задачи исследования
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
________________________________________
           
IV. Гипотеза исследования
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез — предположений о том, как проблема может быть решена. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

V. Организация и методика исследования
Предлагаем список доступных методов исследования:
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
________________________________________
             
3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
Научные, научно-популярные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
            ________________________________________ 

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Ни один ученый не работает без компьютера — верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.
            ________________________________________
5. Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
6. Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний — наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.
________________________________________
             
7. Провести эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.
________________________________________
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты    
            ________________________________________
VI. Подготовка к защите исследования

Предлагаю памятку:
От чего зависит успех исследования
1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
Соблюдая данные этапы исследовательской деятельности, у нас получились неплохие результаты.
Лауреаты I городской НПК «Учение с увлечением – старт в науку» - Д.Казак, А. Перепёлкина  с  работой «Что в имени моём?»,2009 г.
Лауреаты II городской НПК «Учение с увлечением – старт в науку» - Д.Казак, Н.Декунцов с  работой «Красный-опасный? Всегда ли это так?», 2010 г.
Межрегиональная  дистанционная конференция-конкурс «Первые шаги в науку»:
2 место – А.Перепёлкина с работой « Самый близкий человек на свете»,
4 место – Д.Миков с работой « Спорт – это жизнь!»,
5 место – А.Шарухина, А. Мымрина с работой «Шоколад в нашей жизни».



Бердюгина Л.А.
МБОУ СОШ№2 «Спектр»

Комментариев нет:

Отправить комментарий